Аюрведа  >  Статьи по Аюрведе  >  Аюрведическое значение вирьи

Аюрведическое значение вирьи

Вирья - энергия вкуса в аюрведеАюрведа выделяет шесть основных вкусов, каждый из которых по-своему воздействует на доши человека.

Вкусы в аюрведе – это не просто свойство продукта, благодаря которым он может понравится или не понравится нам, а намного более широкое понятие.

Вкус помогает подобрать наиболее подходящую для каждого человека пищу, привести его доши в гармонию, повлиять на духовное и физическое состояние.

Каждый из вкусов тесно связан с пятью первоэлементами: водой, землей, огнем, воздухом и эфиром, что делает их легкими или тяжелыми, теплыми или холодными, а значит – предпочтительными для одной доши и неподходящими для другой.

Зная свойства и влияние каждого из вкусов на наш организм мы можем научится правильно составлять собственный рацион питания.

Это поможет сделать еду нашим лекарством, другом и помощником на пути к истинной гармонии тела, души и Духа, восстановить связь внутренней и внешней Вселенной.

Сам вкус в аюрведе называется «раса» – это то первое ощущение, которое мы испытываем когда еда прикасается нашего языка.

После того, как пережеванная пища попадает в желудок возникает определенное послевкусие, связанное с ее охлаждающим или согревающим воздействием – это понятие в аюрведе носит название «вирья».

Существует также концепция «випак» – это эффект, который пища оказывает уже после переваривания.

Именно эти три понятия: раса, вирья и випак являются основой в аюрведической фармакологии.

Свойства вкусов в аюрведе

Согревающие и охлаждающие свойства пищи

Итак вирья – это действие еды, после того, как она попадает в пищеварительный тракт. Характеризуют вирью, как правило, по температуре: горячая (ушна) или холодная (сита).

Определить воздействие вирьи можно через само восприятие (личные ощущения человека того, согревает или охлаждает та или иная пища его кишечник) или логически (анализируя воздействие, которое пища оказала на организм).

Так, продукты с теплой вирьей способствуют стимуляции работы кишечника, с холодной же, наоборот, тушат огонь пищеварения Агни и способствуют снижению пищеварительной активности.

К теплой обычно относятся продукты с острым, кислым или соленым вкусом, к холодной – сладким, горьким и терпким.

Вот почему кислый кефир способен помочь в улучшении пищеварения тем людям, у которых с этим проблемы. А вот если закусить сытный ужин сладким десертом (с холодным вкусом), то желудок не сможет его переварить и он застрянет в организме, образуя новые накопления токсинов Амы.

В первом случае мы привели в стимуляцию работу пищеварения кислым продуктом, во втором, наоборот, потушили его, заев сладким, обладающем охлаждающей вирьей.

Применяя на практике знание о вирье (согревающем или охлаждающем свойстве продуктов) мы можем существенно облегчить работу нашего ЖКТ.

Таблица свойства вкусов в Аюрведе – Раса, Вирья, Випак и Прабхава:

РАСА

ВИРЬЯ

ВИПАК

ПРАБХАВА

сладкий

холод

сладкий

мед тепло (вирья)

кислый

тепло

кислый

лимон холод (вирья)

соленый

тепло

сладкий

тамаринд холод (вирья)

острый

тепло

острый

лук холод (вирья)

горький

холод

острый

куркума тепло (вирья)

вяжущий

холод

острый

гранат сладкий (випак)

Особая сила – Прабхава

Три рассмотренные нами понятия являются общими для понимания схемы воздействия на нас пищи и трав. Однако существуют и исключения, называемые «прабхава».

Прабхава связана с сокровенными, непостижимыми для нас, свойствами некоторых растений и продуктов, имеющими способность воздействовать на человека на более тонком, психологическом уровне – на ум и эмоции.

Так, два продукта с похожим вкусом, вирьей и випаком могут производить абсолютно разное воздействие – это и называется прибвахой.

Прабхав - влияние продуктов на человека

Вот, например, базилик, который по своей энергетике характеризуется как согревающий, способен вылечить почти любую лихорадку (охладить). Кислый (теплый) лимон оказывает охлаждающее действие, а сладкий (теплый) мед – согревать.

Травы с одинаковой энергетикой могут иметь абсолютно разные особые свойства: одна может вызывать слабительное действие, вторая нет – это тоже относят к «непостижимой силе» прабхавы.

Такие свойства отдельных продуктов изучены и активно используются аюрведой. Это, по сути, исцеляющие свойства, которые особенно применяются для воздействия на организм больного.

Оставить комментарий